Порядок расчета пневмоцилиндров

Пневмоцилиндры по характеру применения условно делятся на два типа:

1 тип – зажимные пневмоцилиндры. Они предназначены для создания заданного усилия после завершения хода и обычно имеют небольшой рабочий ход. К этой категории относятся прессующие, выжимающие и другие подобные цилиндры, где основная задача – фиксированное воздействие на объект после перемещения.

2 тип – транспортирующие пневмоцилиндры . Эти цилиндры развивают требуемое усилие на протяжении всего пути перемещения поршня, обеспечивая непрерывное воздействие на перемещаемый объект и транспортировку его с определённой силой.

Для расчёта транспортирующего пневмоцилиндра сначала определяют диаметр цилиндра D, исходя из известного параметра безразмерной нагрузки χ, который используют для ориентировочного выбора размеров пневмоцилиндров:

Расчет безразмерной нагрузки X

где РНАГР – максимальная нагрузка на привод, РП – усилие, создаваемое пневмоприводом со стороны поршневой полости.

Для транспортирующих пневмоцилиндров оптимальное значение χ = 0,4 – 0,5.

При χ>0,5 время срабатывания пневмоцилиндра значительно возрастает.

При χ = 0,1 – 0,2 достигается максимальное быстродействие пневмоцилиндра, но эти значения свидетельствуют о неэффективном использовании пневмоцилиндра.

В расчетах можно принять χ = 0,45.

Выразим величину нагрузки РНАГР и усилия пневмопривода РПчерез заданные параметры.

В общем случае результирующая сила РНАГР включает следующие составляющие:

Формула расчета результирующей силы для общего случая

где Р1 – сила сопротивления со стороны исполнительного механизма, Р2 – сила веса поршня и перемещаемых частей при вертикальном размещении цилиндра, Р30 – сила предварительного натяжения пружины, Р3 – сила сжатия пружины в конце хода.

Найдем силу сжатия:

Вычисление силы сжатия

где сп – жесткость пружины, S – ход поршня.

Если пружина отсутствует, то в расчетах принимаем Р30 = 0, Р3 = 0.

Усилие Рп, развиваемое со стороны поршневой полости, определим по формуле

Расчет усилия развиваемого поршневой полостью

где kтр – коэффициент трения, учитывающий трение уплотняющих манжет; рМ - минимальное абсолютное давление в магистрали. Ориентированные значения kтр для различных величин полезной нагрузки при уплотнении манжетами по ГОСТ 6678-72 и магистральном давлении 0,5 МПа представлены в таблице 1.

Таблица коэффициентов трения для различной нагрузки

Таблица 1. Значения коэффициентов трения kтр для различной нагрузки Р1

Большие значения kтр принимают для меньших диаметров пневмоцилиндров.

Подставляя значения РНАГР и РП  из предыдущих форму в первое выражение, получим:

Расчет безразмерной нагрузки

Отсюда находим зависимость для расчета диаметра поршня

Расчет диаметра поршня через зависимость

После первоначального расчёта диаметра поршня цилиндра по формуле с безразмерным параметром нагрузки χ окончательно принимают ближайшее большее значение из стандартного ряда диаметров, установленного ISO: 8, 10, 12, 16, 20, 25, 32, 40, 50, 63, 80, 100, 125, 140, 160, 200, 250, 320 мм.

Важно учитывать, что при отсутствии нагрузки PH теоретический диаметр поршня может стремиться к нулю, но минимальный диаметр определяется диаметром штока, который не должен быть меньше определённого значения для прочности и герметичности.

Кроме того, при перемещении тяжёлых грузов пневмоцилиндр должен обеспечивать заданное быстродействие, поэтому диаметр поршня уточняется по результатам динамического анализа, учитывающего инерционную нагрузку и переходной процесс пневмопривода.

Таким образом, выбор диаметра поршня — это комбинация статического расчёта усилия, стандартизации и динамических требований привода

Диаметр штока Dшт определяется конструктивными особенностями исполнительного устройства и условиями его эксплуатации. Основным критерием является прочность штока в наиболее нагруженном (опасном) сечении, где воздействуют максимальные осевые силы, изгибающие моменты или крутящие моменты.

То есть Dшт выбирают так, чтобы шток выдерживал:

  • рабочие усилия поршня;
  • инерционные нагрузки при быстром движении;
  • возможные боковые (изгибающие) нагрузки;
  • ударные нагрузки при работе с демпферами или при резких остановках.

Чаще всего расчет выполняют по формуле на изгиб и прочность, учитывая коэффициенты запаса в зависимости от условий эксплуатации. Ход поршня S выбирается исходя из необходимого перемещения рабочего органа или детали.

Для пневмоцилиндров двустороннего действия обычно принимают ограничение хода в пределах 8-10 диаметров поршня, исходя из технологических и конструктивных соображений. Это связано с тем, что при больших ходах:

  • возрастает инерционная нагрузка;
  • увеличиваются потери давления из-за трения и сопротивления воздуха;
  • усложняется герметизация и конструкция цилиндра.

Следовательно, оптимальный ход выбирают, чтобы обеспечить требуемое перемещение при допустимых нагрузках и стабильной работе привода:

Поиск оптимального хода

Если нужно обеспечить ход поршня больше рекомендованного (8–10 диаметров поршня), необходимо учитывать устойчивость штока под продольной нагрузкой. Для этого определяется критическая нагрузка Pкр, при которой шток может потерять устойчивость и подвергнуться продольному изгибу. Эта нагрузка вычисляется по обобщённой формуле Эйлера:

Определение критической нагрузки по формуле Эйлера

где Е – модуль упругости (для стали Е = 2,1 ⋅ 105 МПа); I – момент инерции штока, м4 (I=0,049d4 Ø, где dШ – диаметр штока, м); β – коэффициент приведения длины, зависящий от способа закрепления штока; l – максимальная длина выдвинутой части штока, м.

Значения коэффициента приведения длины β представлены в таблице.

Значения коэффициента приведения длины в зависимости от способа крепления штока

Таблица 2. Определение коэффициента β

Критическая нагрузка РКР должна быть значительно больше максимально допустимой нагрузки РН. При расчете штока на устойчивость должно удовлетворяться условие:

Расчет критической нагрузки

где К – коэффициент запаса по прочности (К = 2,5–3,5).

4) Диаметр присоединительных отверстий цилиндра принимается равным 0,1D для обеспечения максимальной скорости поршня.

Обработка файлов Cookie
Наш сайт обрабатывает файлы cookie (в том числе, файлы cookie, используемые «Яндекс-метрикой»). Они помогают делать сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера. Обработка данных пользователей осуществляется в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Поиск по артикулу