Порядок расчета пневмоцилиндров
Пневмоцилиндры по характеру применения условно делятся на два типа:
1 тип – зажимные пневмоцилиндры. Они предназначены для создания заданного усилия после завершения хода и обычно имеют небольшой рабочий ход. К этой категории относятся прессующие, выжимающие и другие подобные цилиндры, где основная задача – фиксированное воздействие на объект после перемещения.
2 тип – транспортирующие пневмоцилиндры . Эти цилиндры развивают требуемое усилие на протяжении всего пути перемещения поршня, обеспечивая непрерывное воздействие на перемещаемый объект и транспортировку его с определённой силой.
Для расчёта транспортирующего пневмоцилиндра сначала определяют диаметр цилиндра D, исходя из известного параметра безразмерной нагрузки χ, который используют для ориентировочного выбора размеров пневмоцилиндров:
где РНАГР – максимальная нагрузка на привод, РП – усилие, создаваемое пневмоприводом со стороны поршневой полости.
Для транспортирующих пневмоцилиндров оптимальное значение χ = 0,4 – 0,5.
При χ>0,5 время срабатывания пневмоцилиндра значительно возрастает.
При χ = 0,1 – 0,2 достигается максимальное быстродействие пневмоцилиндра, но эти значения свидетельствуют о неэффективном использовании пневмоцилиндра.
В расчетах можно принять χ = 0,45.
Выразим величину нагрузки РНАГР и усилия пневмопривода РПчерез заданные параметры.
В общем случае результирующая сила РНАГР включает следующие составляющие:
где Р1 – сила сопротивления со стороны исполнительного механизма, Р2 – сила веса поршня и перемещаемых частей при вертикальном размещении цилиндра, Р30 – сила предварительного натяжения пружины, Р3 – сила сжатия пружины в конце хода.
Найдем силу сжатия:
где сп – жесткость пружины, S – ход поршня.
Если пружина отсутствует, то в расчетах принимаем Р30 = 0, Р3 = 0.
Усилие Рп, развиваемое со стороны поршневой полости, определим по формуле
где kтр – коэффициент трения, учитывающий трение уплотняющих манжет; рМ - минимальное абсолютное давление в магистрали. Ориентированные значения kтр для различных величин полезной нагрузки при уплотнении манжетами по ГОСТ 6678-72 и магистральном давлении 0,5 МПа представлены в таблице 1.
Таблица 1. Значения коэффициентов трения kтр для различной нагрузки Р1
Большие значения kтр принимают для меньших диаметров пневмоцилиндров.
Подставляя значения РНАГР и РП из предыдущих форму в первое выражение, получим:
Отсюда находим зависимость для расчета диаметра поршня
После первоначального расчёта диаметра поршня цилиндра по формуле с безразмерным параметром нагрузки χ окончательно принимают ближайшее большее значение из стандартного ряда диаметров, установленного ISO: 8, 10, 12, 16, 20, 25, 32, 40, 50, 63, 80, 100, 125, 140, 160, 200, 250, 320 мм.
Важно учитывать, что при отсутствии нагрузки PH теоретический диаметр поршня может стремиться к нулю, но минимальный диаметр определяется диаметром штока, который не должен быть меньше определённого значения для прочности и герметичности.
Кроме того, при перемещении тяжёлых грузов пневмоцилиндр должен обеспечивать заданное быстродействие, поэтому диаметр поршня уточняется по результатам динамического анализа, учитывающего инерционную нагрузку и переходной процесс пневмопривода.
Таким образом, выбор диаметра поршня — это комбинация статического расчёта усилия, стандартизации и динамических требований привода
Диаметр штока Dшт определяется конструктивными особенностями исполнительного устройства и условиями его эксплуатации. Основным критерием является прочность штока в наиболее нагруженном (опасном) сечении, где воздействуют максимальные осевые силы, изгибающие моменты или крутящие моменты.
То есть Dшт выбирают так, чтобы шток выдерживал:
- рабочие усилия поршня;
- инерционные нагрузки при быстром движении;
- возможные боковые (изгибающие) нагрузки;
- ударные нагрузки при работе с демпферами или при резких остановках.
Чаще всего расчет выполняют по формуле на изгиб и прочность, учитывая коэффициенты запаса в зависимости от условий эксплуатации. Ход поршня S выбирается исходя из необходимого перемещения рабочего органа или детали.
Для пневмоцилиндров двустороннего действия обычно принимают ограничение хода в пределах 8-10 диаметров поршня, исходя из технологических и конструктивных соображений. Это связано с тем, что при больших ходах:
- возрастает инерционная нагрузка;
- увеличиваются потери давления из-за трения и сопротивления воздуха;
- усложняется герметизация и конструкция цилиндра.
Следовательно, оптимальный ход выбирают, чтобы обеспечить требуемое перемещение при допустимых нагрузках и стабильной работе привода:
Если нужно обеспечить ход поршня больше рекомендованного (8–10 диаметров поршня), необходимо учитывать устойчивость штока под продольной нагрузкой. Для этого определяется критическая нагрузка Pкр, при которой шток может потерять устойчивость и подвергнуться продольному изгибу. Эта нагрузка вычисляется по обобщённой формуле Эйлера:
где Е – модуль упругости (для стали Е = 2,1 ⋅ 105 МПа); I – момент инерции штока, м4 (I=0,049d4 Ø, где dШ – диаметр штока, м); β – коэффициент приведения длины, зависящий от способа закрепления штока; l – максимальная длина выдвинутой части штока, м.
Значения коэффициента приведения длины β представлены в таблице.
Таблица 2. Определение коэффициента β
Критическая нагрузка РКР должна быть значительно больше максимально допустимой нагрузки РН. При расчете штока на устойчивость должно удовлетворяться условие:
где К – коэффициент запаса по прочности (К = 2,5–3,5).
4) Диаметр присоединительных отверстий цилиндра принимается равным 0,1D для обеспечения максимальной скорости поршня.